«Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Книга пророка Иоиля 2:28).
Я верю в это. Церковь должна быть солью для общества, сохраняющей его от разложения, чтобы происходящее в мире не оказывало влияния ни на семьи, ни на детей.
Лукавая подмена ценностей
Тридцать лет назад никто бы и не подумал, что нужно будет утверждать ценность семьи в церкви и обществе. Сегодня в школе детей учат, что семья – это не мама и папа, женщина и мужчина, а люди, проживающие на совместной территории. Происходит лукавая подмена ценностей. Мир идёт к тому, что позволено делать всё, что нравится, при этом неважно, какие будут последствия. Поэтому двое мужчин берут ребёнка и воспитывают его, передают ему свои ценности, влияют на него. И общество снисходительно говорит, что это лучше, чем если бы ребёнок остался один. Нам нужно понять некоторые важные аспекты в отношении семьи и детей, чтобы вернуться к божественным ценностям.
Формирование личности происходит в первые четыре года жизни ребёнка. Взрослые сюсюкают с ним, относятся к нему по-детски, а он уже всё понимает. Пятьдесят процентов личности формируется в первые четыре года. Часто молодые родители, не понимая этого, ругаются, ссорятся, выясняют отношения при ребёнке. А он в это время играет с игрушками... Родителям кажется, что ему до происходящего нет никакого дела. Но ребёнок, как губка, впитывает абсолютно всё: проблемы в доме, отсутствие мира, неустройство, отношение родителей друг к другу. С четырёх до девяти лет ребёнок воспринимает ещё тридцать процентов факторов, формирующих его. К девяти годам ребёнок на восемьдесят процентов сформирован как личность.
До четырёх лет родители могут влиять на ребёнка, являясь для него абсолютным авторитетом. В этом возрасте дети воспринимают всё буквально. Когда вы говорите малышу, что отдадите его за плохое поведение в милицию, он испытывает серьёзнейший стресс, потому что верит вам. Когда родители ссорятся, обзывают друг друга, грозятся что-то сделать, он воспринимает их слова и действия буквально.
Мы не помним всех школьных учителей, но не можем забыть первую учительницу - до сих пор помним её имя и отчество - неважно, хорошая она была или плохая. Это происходит потому, что первый воспитатель, учитель также для ребёнка становится авторитетом. В период с девяти до пятнадцати лет в жизнь ребёнка приходят другие авторитеты – друзья. Почему сегодня кто-то из друзей влияет на вашего ребёнка больше, чем вы?
По результатам социологического исследования среди детей и подростков оказалось, что их отцы проводят с ними от 15 до 40 минут в неделю. При этом общение отца с ребёнком укладывается в несколько фраз: как дела в школе, ты откуда, куда идёшь, пока и т.п. Можно назвать это отношениями лишь формально. Но исследования показали, что ребёнку даже такие отношения важны, и отец для него – авторитет.
Духовное важнее
Если вашей дочери врач скажет, что у неё проблемы с осанкой, вы немедленно предпримите меры, чтобы исправить положение. Вы будете ходить с ней на специальные занятия по гимнастике или на танцы даже если студия будет далеко от дома. Мы заботимся, чтобы дети были одеты, сыты, здоровы – это приоритет номер один. А кто будет формировать их как личности? Кто окажет на них такое влияние, чтобы они могли провести вечность с Богом на небесах? Почему мы порой так пренебрежительно относимся к тому, что может повлиять на духовное состояние наших детей? Духовное важнее материального.
Мы должны находить время для духовного воспитания детей. Я помню, когда однажды молился и рассуждал на эту тему, Господь посетил меня. Он спросил: «Как ты влияешь на своих сыновей? Что ты можешь дать им? Какими ты хочешь их видеть?» Я ответил Богу: «Я хочу, чтобы мои сыновья выросли целостными личностями, чтобы они были благословением для меня, для людей, для своих жён, для этого общества. Хочу, чтобы они провели вечность с Тобой». Тогда Бог очень ясно сказал мне: «Ты – тот человек, который может влиять на них и не только тогда, когда говорит с ними, но даже когда молчит».
Вы замечали, что, когда ругаете своего ребёнка, он стоит с какой-нибудь штучкой в руках и теребит её. В тот момент ему всё равно, что вы говорите, он думает только об одном: «Быстрее бы всё это кончилось». Чтобы вас не слушать, он переключает своё внимание на что-то другое. А мы думаем, что воспитываем его в это время. Или, когда ребёнок приносит нам дневник, мы, просмотрев его, начинаем что-то ему выговаривать, считая это эффективной мерой воздействия. И мы довольны собой, думая, что смогли повлиять на своё чадо, а ребёнок рад, что смог получить подпись родителей.
Помню время, когда я поменял многие свои планы. Я принял решение, что буду служить своим детям. Я проводил с ними много времени не в разговорах, а просто находясь рядом, иногда совсем ничего не говоря. Мы вместе выезжали на охоту, где могли сидеть молча на дереве по пять часов, ожидая зверя. Я понимал, что никакой зверь не появится, но почитал за счастье проводить время со своими сыновьями.
Проводите с детьми всё своё время
вы хотите влиять на своих детей, формировать их личность, то должны проводить с ними время. Почему девочки, вырастая, начинают общаться с плохими парнями? Они не получали в своей семье должного внимания и любви от отца. Поэтому, не раздумывая долго, они идут с первым парнем, который говорит им комплименты, которых они никогда не слышали дома. В семье их никогда не хвалили, называли тупыми и ни на что неспособными. Сколько проклятий мы сами посылаем на наших детей, а они потом живут с этим? Поэтому многие дети мечтают побыстрее убежать из родительского дома. Поэтому девочки в поисках любви бросаются в объятия первого встречного. Но если отцы будут утверждать достоинство дочерей, они вырастут целостными личностями и сами смогут отличить хороших парней от плохих. А отцы останутся незыблемым авторитетом в их жизни.
Многие удивляются, как мы смогли воспитать таких хороших сыновей. Просто я позволял детям быть рядом со мной, проводил с ними время, говорил правильные слова в их жизнь. Мы должны окружить любовью наших детей. Повлиять на них так, чтобы наши ценности стали их ценностями. В Библии, в 1-ой книге Царств, описывается история о том, как женщина, будучи бесплодной, пришла в Дом Божий, где умоляла Господа дать ей ребёнка. Бог ответил на её молитву. Когда ребёнок был отнят от груди и ему исполнилось три с половиной года, мать отвела его в храм для служения. Она обещала посвятить его Богу и исполнила это. Мы знаем её мальчика как человека великой судьбы - пророка Самуила. Он был одним из самых величайших пророков Израиля. За три с половиной года Анна смогла вложить в сына ценности, которые были в её жизни, она сделала своего Бога его Богом.
Нам нужно понимать Божьи времена, когда ещё есть возможность влиять на детей. Мы не можем пускать на самотёк их воспитание - нужно специально находить для этого время. Только отношения с Господом сделают их сильными личностями.
Епископ РЦ ХВЕ Эдуард Грабовенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий